Торжественная трехлучевая лестница-эспланада со ступенчатым постаментом наследуют традициям белокаменных ансамблей Ашхабада. Таким образом, создается метафора возвращения после долгих странствий Великого поэта и философа Махтумкули в Белую столицу.
Лестница-эспланада построена на сходящейся трехлучевой системе с центральной главной осью для процессий и двумя подчиненными направлениями, также ориентированными на ось монумента. Таким образом, достигается максимальный обзор и концентрация на фигуре поэта, которая «собирает» вокруг себя все прилегающее пространство. На основе данной идеи созданы многие классические ансамбли — Рима, Версаля, Санкт-Петербурга и других городов.
Вокруг центральной оси разработана система диагональных пандусов, клумб и партеров. Диагональные пандусы позволяют выстроить индивидуальный, более сложный маршрут подъема к монументу и облегчают доступ лиц с ограниченными физическими возможностями. Все пути движения сливаются в единый лестничный марш на последнем подъеме. Предусмотрены боковые дорожки, ведущие с эспланады к объездной дороге через посадки зеленых насаждений, с возможностью остановки и отдыха в тени деревьев.
Внешний периметр композиции ограничен уступчатой подпорной стеной, при этом каждый из уровней отмечен пьедесталом с размещенным на нем высоким уличным светильником. В зоне центральной лестницы установка высоких фонарей не предполагается, вместо них для подсветки маршей предлагается устройство светильников нижнего и среднего уровня, встроенных в подпорные стены террас. Также в подпорные стены интегрируются каменные скамьи для кратковременного отдыха.
На подпорных стенках размещены цитаты Махтумкули, национальные орнаменты и гёли пяти велаятов. Материал клумб, подпорных стенок и партеров — светло-серый гранит (бучардированная фактура), «Возрождение» или аналог. Материал лестничных маршей, площадок и пандусов — розовый гранит (термообработанная фактура), «Ала-Носкуа», «Балтийское» или аналог. Орнаменты и надписи выполнены из бронзы.
Габариты верхней площадки перед постаментом увеличены с организацией двух боковых «карманов» для размещения правительственной делегации и оркестра. Композиция лестницы-эспланады символизирует, с одной стороны, особую дорогу к поэту каждого и многообразие наследия Махтумкули, с другой стороны, единство и сплоченность туркменского народа.
База монумента предлагается в виде террасированных концентрических цилиндров в три уровня, с различной пластической и графической обработкой каждого. Данное решение находит отражение во множестве классических сооружений культового либо мемориального характера (пирамиды, храмы, мавзолеи) и своей ярусной структурой способствует усилению торжественности и монументальности сооружения.
Нижний уровень обработан крупными каннелюрами. Второй уровень имеет горизонтальную профилировку. Венчающий уровень обрамлен орнаментальным фризом.
Все уровни облицованы светло-серым гранитом с бронзовыми деталями. С тыльной части постамента предусмотрено устройство подъема (лестницы) к подножию монумента.
Постамент символизирует многообразие культурных слоев, на которых зиждется поэзия Махтумкули — от античного наследия до национального фольклора.